Приветствую. Я давно заметил, что спикеры часто не уделяют внимание презентациям, а ошибки в них сильно осложняют восприятие рассказа.
Сам я тоже при подготовке к выступлениям периодически сталкиваюсь с проблемами: как удержать внимание слушателя, как сделать сложные данные наглядными, как сократить огромный текст, чтобы он влез в слайд. Универсальных решений тут быть не может, но хочу поделиться основными правилами. Они применимы к презентациям на любые темы.
Титульный лист
С самого начала мы определяемся с единым стилем презентации. Не используйте готовые шаблоны PowerPoint и не скачивайте аналоги – эти рамки и градиенты либо всем давно надоели, либо были плохими изначально. А нам вместо них нужно цепляющее нескучное фото – оно может быть сбоку, снизу, сверху, по центру или просто служить фоном. Текста на первом слайде надо минимум – просто обозначаем тему и спикера.
Во всей презентации стоит использовать 1-2 шрифта. Можете последовать моему примеру и выбрать Helvetica, он нейтральный и этим прекрасен. Альтернативные варианты – Arial, Tahoma, Segoe UI. Если же душа просит чего-то эдакого, следите, чтобы ваш шрифт всегда был читабельным. Дизайнеры, например, любят Futura (узкие рубленые буквы, подошли бы для презентации нового айфона) и Garamond (шрифт с засечками, традиционный, подойдет для лекции в библиотеке).
Размер основного текста берем не меньше 28 пт, иначе никто ничего не увидит. Размер заголовка должен сильно отличаться, хотя бы раза в полтора.
Тезисы
Старайтесь не перегружать презентацию текстом. На слайдах размещайте только основные мысли или сложные термины, подробности лучше сообщить устно. Только избегайте монотонных речей и других популярных ошибок в публичных выступлениях.
Обычно в начале долгих презентаций озвучивают краткий план выступления: о чем вы хотите поговорить и почему это важно. В тексте на слайдах не надо вставлять вводные слова, можно не дублировать подлежащее или сказуемое в списках – пишем только самую суть, максимально кратко.

Этот текст тоже можно упростить для слайда
Не бойтесь брать минимум цветов – белый фон и черный текст лучше, чем бессистемное использование всех оттенков радуги.
Вспомогательный текст
Текст на слайдах презентации – опора для слушателей. Он нужен, чтобы люди лучше могли переварить сложную информацию, записать основные мысли с выступления или бегло прочесть значение терминов, которыми вы оперируете.

Старайтесь не слишком уменьшать шрифт при наборе больших текстов, лучше уж поделить его на несколько слайдов. И, конечно, в каждом слайде важно выделять главное, делать промежутки между абзацами, акцентировать слова жирным шрифтом, курсивом или цветом.
Не пренебрегайте заголовками – они помогут слушателям сориентироваться, о чем будет длинный текст.
Эмоциональные слайды
Пичкать аудиторию сложными терминами и многословными разъяснениями нельзя. Важно, чтобы презентация была эмоциональной и живой. Раз уж мы не используем сложные шрифты и устаревшие рамочки с градиентами, у нас остается два способа сделать слайд веселее – яркий фон и картинка.
Фон подойдет, если у вас есть не только эмоция, но и важная идея. Например, красным фоном можно выделить что-то особо значительное.

Много красных слайдов делать не надо, от них устанут глаза. Если накал страстей не так велик, можно взять любой другой цвет. Но он должен быть чистым и приятным, не грязным – оттенки бежевого и коричневого лучше оставить на другой случай.
Теперь про иллюстрации. Они бывают функциональными, для объяснения идеи, или же просто забавными. Идеально, если они по цветовой гамме впишутся в презентацию, но это необязательно. Убедитесь, что объект на картинке четко виден – на слайде не должно быть отвлекающих мелочей на заднем плане.

Графики
Часто в презентациях приходится представлять графики и диаграммы. Очень важно, чтобы у графика был заголовок и подписи, где и что обозначено. Если оставить только само соотношение, чего больше, а чего меньше, отвлекшийся на секунду слушатель может вообще не понять ваших дальнейших рассуждений.

Важное правило – на одном слайде размещаем только один график. Для следующей схемы – следующий слайд, для выводов тоже.
Заключение
Выводы можно написать в том же формате, что и тезисы – они должны быть короткими и понятными. Еще неплохо в конце высказать свое эмоциональное отношение к теме и дать слушателям призыв к действию.
И не пренебрегайте финальным слайдом: вместо того, чтобы обрывать презентацию на выводах, можно поблагодарить слушателей и попрощаться – не только устно, но и письменно.