Самообразование: зачем теорию подменяют практикой?

Приветствую. Возможность сравнительно быстро получить набор навыков для старта – это круто. Особенно круто, когда ремеслу обучают действующие специалисты, разбирающиеся в рынке и трендах. По этой причине раньше ругали вузы, и многие не видели смысла в высшем образовании – ведь там сплошная теория, оторванная от жизни. Сейчас и вузовские программы становятся все более прикладными.

Но я убежден, что дипломированный филолог сможет работать журналистом, а дипломированный журналист филологом не станет. Это относится к художникам и дизайнерам, да и ко многим специальностям.

Известные художники прошлого успешно справлялись с дизайнерскими задачами. А многие современные дизайнеры думают, что рисование – бестолковое дело, никак не связанное с работой

Курсы дополнительного образования бывают разными по срокам и формату. Но в них не уместится университетская программа, рассчитанная на 4 года и полный день. Там дают технологию: что надо делать в той или иной ситуации.

Но если нет своих идей, то и заказы будут сводиться к простой технической работе. Если идеи есть, но абстрактные и нереализуемые, тоже ничего хорошего не выйдет.

«Бесполезные» фундаментальные дисциплины, которыми современная образовательная система пренебрегает, как раз и нужны для того, чтобы генерировать релевантные идеи. Если в голову вдруг пришла гениальная мысль, есть большая вероятность, что за историю человечества она посещала еще кого-то. Поэтому лучше перенимать чужой опыт, чем изобретать велосипед.

Устаревают ли знания?

Актуальность знаний сейчас важна в любой работе: трудно назвать сферу, в которой не происходит изменений. А уж в диджитал – только успевай следить за новостями.

Подбирая практические курсы, важно найти хороших спецов, которые разбираются в нововведениях. Если преподаватель занимается исключительно обучением, есть риск потратить время и деньги на постижение истин двадцатилетней давности.

С фундаментальными дисциплинами дело обстоит проще – они веками не меняются.

Теоретическая база – это и есть багаж всех «устаревших» знаний в сфере. Дизайнеру полезно знать, как развивались фирменные стили, как изобретали цветовые модели, по каким алгоритмам функционирует «Фотошоп». Это дает понять, как строится работа сейчас и почему.

Преимущество фундаментальных знаний – они не устаревают. Но их целая куча, быстро не осилить. Прикладным вещам можно научиться в короткие сроки, но они всегда будут меняться.

Зачем вкладывать в образование, если есть интернет?

Казалось бы, незачем. Даже если видеоуроки от блогеров не по душе, можно найти в открытом доступе массу серьезных книжек. Или слушать университетских спикеров на Coursera. Когда только захотела научиться дизайну, я попыталась заняться этим в свободном плавании. Проблемы, с которыми я столкнулась:

  • Плохая самодисциплина. Даже если искренне заинтересован учиться, без жестких дедлайнов и волшебных пинков бывает трудно.
  • Трудности с поиском достоверной информации. Нужно потратить массу времени, чтобы отделить зерна от плевел.
  • Неуверенность. Я ощущала себя вне тусовки и сомневалась, занимаюсь ли я чем-то полезным или бесполезным.

Кому нужна теория?

То, что любой опыт полезнее теории – это миф. Нет ничего хорошего в том, чтобы бездумно склеивать фотки, писать типовые тексты или настраивать рекламу по минимальной рыночной цене. Это не дает ничего ценного ни для профессионального развития, ни для портфолио, ни для вдохновения.

Именно широкие знания могут стать конкурентными преимуществами. В теорию стоит погрузиться, если:

  • Работа навевает скуку. Из череды дурацких однотипных заказов трудно вырваться. Без глубокого понимания процессов шансов и вовсе мало.
  • Нет своих идей. Нигде не научат мыслить креативно, но широкое образование облегчит эту задачу.
  • Трудно отличить хорошее от плохого. В реальной практике для любого правила найдутся исключения: без начитанности и насмотренности трудно оценить и свою, и чужую работу.

Это гениально или отвратительно?

С чего начать самообразование?

Решив обучаться без учителей – частично или полностью – начать стоит с организационных моментов. Систематически садиться за учебу трудно, постоянно что-то отвлекает – то работа, то семья, то плохая погода, то мемы в VK. Прокрастинация в соцсетях – главная проблема при самообразовании.

Я заметила, что мотивация падает, если занятия не входят в привычку. Так что советую заранее собирать все интересные книги, лекции и материалы в одной папке и выделять на них конкретные часы. Даже если свободного времени мало, регулярность принесет свои плоды.

Для запоминания есть разные техники и, пожалуй, они индивидуальны. Мне удобно записывать важные тезисы от руки на отдельных листах и группировать разные события между собой, чтобы видеть их в контексте. Хорошо, когда полученные теоретические знания сразу удается переработать в идеи: вдохновиться чужим опытом и переложить его на современные реалии.

Для освоения больших объемов информации хорошо помогают простые приемы:

  • Визуализируйте. Мыслить образами гораздо легче, чем абстрактными понятиями. Сухие факты запоминать бессмысленно – важно, чтобы события или теории, которые вы изучаете, обросли для вас интересными фактами и подробностями. Яркую и детализированную информацию усваивать легче.
  • Соотносите информацию со своей жизнью. Для запоминания полезно строить ассоциативные связи – особенно, если они будут касаться лично вас. Изучая какой-то вопрос, вспомните, с какими проблемами вы сталкивались и как новые знания можно применить в дальнейшем.
  • Задействуйте все каналы восприятия. Новую информацию полезно несколько раз повторить, чтобы усвоить. Но делать это можно по-разному. Посмотрите фильм на ту же тему, обсудите содержание со знакомыми: это будет гораздо эффективнее, чем несколько раз перечитывать одно и то же.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОНРАВИЛСЯ ПОСТ? КЛИКНИ НА КНОПКУ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ↓↓↓