Машина времени в медийном пространстве СССР

Приветствую. Вот такое вот замысловатое название для этой статейки я выбрал. Речь здесь пойдет о группе Машина Времени, вернее, о том, как освещалось ее творчество в медийном пространстве Советского Союза. Сегодняшней молодежи трудно представить, что самую популярную группу в стране (а речь в этой статье пойдет о доперестроечной поре, когда МВ действительно была самой популярной группой — где-то до 1983 года) не показывают по телевизору и о ней не пишут в газетах и совсем мало транслируют по радио. Но так было, да, все было именно так.

Надо сказать, что Машине Времени сразу же начало везти. Впервые они записались на пластинку аж в 1973 году. Правда это была не совсем их запись. Там они аккомпанировали вокальной группе Зодиак под руководством Дмитрия Линника. Само собой, запись прошла незамеченной, и, скорее всего, о ней бы уже давно все забыли, если бы ни последующая популярность МВ.

Гибкий вариант пластинки вышел в 1974 году. На ней были две композиции Линника и одна песня Элизабет Коттен.

Вторая запись состоялась в 1975 году. Тогда Машину Времени пригласили сняться в Музыкальном Киоске Элианоры Беляевой. Правда запись эта нигде не появилась, и по телеку тогда Машину не показали, но зато это была запись в настоящей студии, которая молниеносно разлетелась по Союзу, а впоследствии получила название Запись на ТВ, еще ее называли Летучий Голландец.

Список композиций следующий:

  1. Ты или я
  2. Марионетки
  3. В круге чистой воды
  4. Флаг над замком
  5. Из конца в конец
  6. Чёрно-белый цвет
  7. Летучий Голландец (А. Макаревич — Б. Баркас)

В 1977 году Машина Времени снялась в дипломной работе Алексея Ханютина Шесть писем о бите. Туда вошло их интервью и фрагмент песни «Марионетки». По советскому телевидению фильм, разумеется, тоже не был показан.

В восьмидесятом году МВ участвовала на фестивале отечественной рок-музыки Весенние ритмы. Тбилиси-80. Там они разделили первое место с эстонской группой Магнетик Бэнд. Финские кинематографисты сняли по этому поводу фильм, в котором звучали две песни Машины — Ах, что за луна и Свеча. По советскому телевидению фильм показан не был. Однако ЧЕРЕЗ ГОД!!! (блин, что же ни через пять) вышел диск, в котором были две песни Машины Хрустальный город и Снег. Почему были выбраны именно эти композиции, не понятно, ведь на фестивале они не исполнялись.

В том же 1981 году вышла пластинка Охотники за удачей, целиком состоявшая из песен Машины Времени, вот только вышла она не в Союзе, а в США. Пластинка полностью копировала компиляционную запись Поворот. Макаревич вспоминал, что по этому поводу его вызывали в КГБ, но особых проблем с этой записью не было.

1981 год был плодотворным для Машины в смысле медиа. В этом году происходили съемки фильма Душа, который вышел в 1982. С выходом этого слабого во всех отношениях фильма закончилась эра Машины Времени. Однако фильм имел большой успех у зрителей, разумеется, благодаря участию в нем МВ.

На телевидении Машину показывали крайне редко. Помню, в Утренней почте была их песня Ах, что за луна, но музыкантов группы там не показывали, а показывали там пары, танцующие под музыку Подгородецкого.

Потом был Голубой Огонек 1981-1982. Это было единственное полноценное выступление Машины Времени по советскому телевидению, вот только именно эта запись и не сохранилась. Весь тот Огонек сохранился, а вот выступление Машины — нет… Жалко. Вот, остались только фотографии:

 

Я смотрел этот Огонек 2 раза — премьеру и повтор. Потом был Огонек 1981-1982 года, где тоже показывали Машину, но пела там уже София Ротару. А это многое меняло, согласитесь?

В 1982 вышли еще 2 гибких пластинки  — Машина Времени (За тех, кто в море — Путь) и Песни из кинофильма Душа, с теми же песнями. На второй стороне был Беляков.

На радио Машину крутили часто, это касалось как Маяка, так и других радиостанций. Часто их снимали на региональных студиях телевидения, но, разумеется, нигде не показывали. В газетах тоже писали, но, преимущественно, опять же в региональных. Единственная широко известная статья в Комсомольской Правде называлась Рагу из Синей Птицы, и носила разоблачительный характер. Но, если вы читаете эту статью, вы с ней наверняка знакомы.

Дальше говорить о пластинках и киновыступлениях нет смысла, так как Машина уже перестала быть той, группой, за которой хотелось идти и которой верили. А потом вообще началась перестройка, и выступлений стало очень много, но вот они уже не грели, почему-то…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОНРАВИЛСЯ ПОСТ? КЛИКНИ НА КНОПКУ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ↓↓↓